В России «мусорная реформа» старто-вала в 2019 году. Как отмечают ауди-торы Счётной палаты, с того времени не произошло значимых изменений
и ситуация с отходами в стране лучше не стала.
Чтобы разобраться в причинах, ауди-торы Счётной палаты провели дета-льный анализ самого федерального проекта, разработанных регионами территориальных программ и схем
по обращению с ТКО. Дали оценку мерам, которые принимаются на всех уровнях власти и работе публично-пра-вовой компании «Российский экологи-ческий оператор».
На основании анализа был составлен отчёт, в котором аудиторы Счётной палаты называют ситуацию в России не просто неблагополучной, а крити-ческой. Саму же реформу в этой сфере — безуспешной. По их заключениям
за 2019 год в России на одного чело-века в год приходится около 450 кг мусора, в общей сложности в год обра-зуется 65 млн.тонн ТКО.
Из которых до переработки доходит лишь 7% отходов, остальная часть,
а это более 90 % отправляется на му-сорные свалки или полигоны, где раз-лагаясь наносит непоправимый вред окружающей среде. Если учесть между-народную практику, в передовых стра-нах оптимальная схема избавления
от ТКО включает переработку мусора, который может быть использован
для вторичного употребления и сжи-гание остального. Захоронение мусора на полигонах более характерно
для отстающих стран.
Для решения этой проблемы в России был создан и запущен в 2019 году феде-ральный проект «Комплексная система обращения с ТКО». Его основная цель
— создание высокотехнологичной инфраструктуры для утилизации
и переработки отходов. Как замечают аудиторы, с момента запуска проекта цель ближе не стала и многие из пара-метров проекта требуют пересмотра.
Например, меры, направленные на сок-ращение количества отходов не предус-мотрены проектом, не проработана система мероприятий по раздельному сбору мусора и стимулированию насе-ления. Цели и показатели, установлен-ные в проекте не были согласованы
на региональном уровне и это привело к тому, что их выполнение не подтвер-дили 42% из субъектов РФ и согла-шения с Минприроды России о реали-зации региональных проектов не были заключены.
Тем временем положение официальных полигонов близится
к критическому, если отходы будут образовываться в неизменном темпе (1-2%), в 17 субъектах мощности поли-гонов хватит только до 2022 года,
в остальных до 2024 года. Согласно данным документа, наиболее плачев-ная ситуация сложилась в Бурятии, Магаданской, Еврейской автономной области, Забайкальском и Краснодар-ском крае.
В них уже исчерпаны ресурсы. В Мага-данской области и Бурятии уже на 1 января 2019 года оставалось ресурсов на 1 месяц, в Еврейской автономной области и Забайкальском крае на 3 месяца, мощностей полигонов в Крас-нодарском крае хватало на 7 месяцев.
Аудиторы провели оценку дефицита ресурсов полигонов в этих регионах,
в год он составляет от 120 тысяч тонн до 1 млн. 365 тысяч тонн. Создавать новые полигоны у большей части реги-онов возможностей нет.
При этом в России работает офици-ально около 3 тысяч объектов разме-щения ТКО, а несанкционированных свалок в 2019 году зафиксировано более 27 тысяч. Их площадь составила около 13 тысяч гектаров, ликвиди-ровать удалось лишь 18 тысяч из них, площадь, которую они занимали сос-тавила всего 1,6 тысяч гектаров.
Вину за безуспешность «Мусорной реформы» ведомство возлагает
на региональные и федеральные власти. Например, регионы оказались не готовы к реформе из-за несвоевре-менного принятия Министерством природных ресурсов и экологии России на федеральном уровне нормативных правовых актов, создание единой государственной системы учета ТКО
не завершено. Эффективная работа ПАО «Российский экологический оператор» не была обеспечена. Российский экологический оператор
не имеет необходимого финансиро-вания, а инвесторы в отрасль
не торопятся.
В работе Российского экологического оператора также выявлены недостатки: стратегия развития до 2024 года
не утверждена, как и порядок финансирования инвестиционных про-ектов, сама инвестиционная политика
и это не единственные пробелы.
По федеральному проекту исполнение бюджетных назначений оказались очень низкими (624,5 млн рублей). Это составляет лишь 5,5%, от средств, ко-торые предусматриваются в сводной бюджетной росписи (11,4 млрд рублей).
Счётная палата считает необходимой проработку вопросов, связанных
с федеральным проектом ТКО, поэтому разработала ряд собственных предло-жений по нормализации ситуации
в этой сфере. Во-первых, важно откорректировать показатели ТКО, направляемых на утилизацию
и обработку.
Во-вторых, пересмотреть финансиро-вание расходов на организацию объ-ектов обработки и утилизации ТКО. Исследовать почву, воздух, воду
и произведя необходимые замеры, разработать и реализовать ряд меро-приятий по ликвидации вреда, который нанесён окружающей среде. Создать систему регулярного мониторинга объектов на которых размещаются ТКО и оказывать поддержку компаниям работающим в этой отрасли.
Важно уделить внимание корректи-ровке региональных программ в сфере обращения с ТКО. Сегодня оптимальное решение критической ситуации с отхо-дами — переход на сортировку мусора
в домашних условиях и решение воп-роса с его промышленной переработ-кой - считают эксперты. Чем быстрее нам удастся прийти к такой модели,
тем проще будет решить наболевший вопрос с мусорными полигонами. Однако переход на такую систему по-мимо принятия мер со стороны власти требует социальной ответственности каждого из нас.